5 класс

Задания для 5 класса по фонетике

Вспомните! Что изучает фонетика? Чем отличаются гласные и согласные звуки? Сколько гласных звуков? А букв? Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука? Что такое оглушение? Озвончение? Приведите примеры.

Задание 1. Укажите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:
1)медлить, няня, яхта, мюсли, маёвка;
2)ночует, воробьёв, нельзя, мясо, ледяной

Задание 2. В каких словах количество звуков и букв не совпадает?
1)Пирожное, якорь, считать, листья, густой, аллея
__________________________________________________________________
2)поздний, посеять, деревья, разжать, юноша.
______________________________________________________________

Задание 3. В каких словах происходит оглушение?
Жара, сказка, флаг, визг, мышь, поход.

Задание 4. Определите, есть ли одинаковые звуки в русских словах брюки и юбка.
__________________________________________________________________

Задание 5. Составьте транскрипцию слова, взяв 4-й звук от словакрылья4-й звук от слова ящик3-й звук от слова визг и ударный гласный от слова столярКакое слово у вас получилось?_________________________________________________

Задание 6. Расставьте ударения в следующих словах, укажите вариативные случаи.
Красивее, средства, договор, по средам, жалюзи, наголо, обеспечение, мастерски, йогурт, банты, торты, кухонный, включищь.

Есть в русском языке слова, которые совпадают в произношении, но пишутся по-разному. Они называютсяомофонами. (Дремлет старая сосна и скрипит со сна.)
  Неожиданное сближение омофонов, о котором говорящие даже не подозревают, лежит в основе каламбура. Каламбур – это игра слов, шутка, основанная на одинаково звучащих, но разных по смыслу слов.
Область рифм – моя стихия,
И легко пишу стихи я;
Без раздумья, без отсрочки;
Я бегу к строке от строчки;
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром.   (Д. Минаев)

1.Найдите омофоны в предложениях, объясните их правописание:
Она отворила дверь. Мать отварила грибы.
Острова не было видно. Без острого словца скучно жить.
В колесе сломалась спица. Сегодня ей  что-то не спится.

2.Лёня плохо пишет диктанты. Учитель посоветовал ему тренироваться дома. Однажды под диктовку сестры Лёня написал  следующие предложения. Помогите ему найти ошибки и восстановите текст диктанта.

Наполеон сеял рожь. Мешки сложили в кучу навоз. Вокруг нашей деревни лиса. У неё в глазах груздь. Моя сестра не из Нежила и любит братца за любую работу. Выходной переносица на субботу. Он оставался дома с утками.

Что такое шарада? Это загадка,  отгадка состоит из нескольких частей, которые надо разгадать и сложить в слово.
1)Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь  и там найдите
То, что не раз едали вы.  (        )

2)Нота – мой первый слог,
Поставь с ней рядом предлог
И. разгадав загадку до конца,
Получишь выражение лица. (             )

3)Мой первый слог – местоимение,
Второй же – времяисчисление,
Я третий слог из азбуки несу,
А целое сорвёте вы в лесу.

Установите, сколько глухих согласных звуков в закодированной пословице.
1+2+3+4+2+5+6+2+7+1+3+8+9
10+11+2+4+2+3+2+1+3+8+1
Ключ: 1) 4+2+5+6 – остаток срубленного дерева;
           2) 1+7+3 – стрельбище;
           3) 4+8+9 – старая русская мера веса;

           4) 10+2+11 – количество вещества, определяемое мерой массы. 

ЗАДАЧИ
 «Русский медвежонок»
                                               

1. Сколько букв в русском алфавите?

(А)  26;  (Б)  30;  (В)  32;  (Г)  33;  (Д)  43.

2. Сколько из перечисленных действий совершает комаркусает, летает, сосёт, чешет, чихает?

) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) все.

3. Из слова ворот выбрать три подряд идущих буквы так, чтобы получилось существительное русского языка, можно двумя разными способами: ВОРот и воРОТ. А сколькими разными способами можно так выбрать три подряд идущих буквы из слова колобок?

(А)  0;  (Б)  1;  (В)  2;  (Г)  3;  (Д)  4.

4. Сколько из перечисленных слов являются названиями профессий:читатель, учитель, самоучитель, строитель, писатель?

) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) все.

5. Какие из приведённых слов являются однокоренными со словомвода:
1) водить, 2) водяной, 3) завод, 4) водичка, 5) водный?

(А)  2, 4, 5;  (Б)  3, 4;  (В)  1, 4; (Г)  2, 4;  (Д) все.

6. Отметьте из приведенных ниже слов слова с одинаковыми приставками: 1) отмерять, 2) отравить, 3) отвар, 4) отчизна.

(А) 1, 2;   (Б) 1, 3;   (В) 1, 2, 3;   (Г) 2, 3;   (Д) 1, 2, 3, 4.

7. Какие из перечисленных названий животных используются для обозначения большого и неуклюжего человека: баран, корова, медведь, слон?

(А) все; (Б) баран, корова, медведь; (В) баран, корова, слон; (Г) баран, медведь, слон;
(Д) корова, медведь, слон.

8. Слово сковорода рассыпали на буквы. Из этих букв сложили два других слова так, что неисполь­зованных букв не осталось. Какими могли быть эти слова?

(А)  сок + борода; (Б)  совок + орда; (В)  сова + город; (Г)  дрова + коса; (Д) воск + колода.

9. Можно сказать, что слово полочка образовано от слова полка и может иметь значение «маленькая полка» или «полка маленького размера». Возьмём слова бухта, водка, кофта, минута, поляна и образуем от них слова бухточка, водочка, кофточка, минуточка, поляночка. Сколько из этих слов могут означать соответствующий предмет маленького размера?

(А)  1;  (Б)  2;  (В)  3;  (Г)  4;  (Д)  5.

10. Как называется короткая смешная история?

(А) анегдот; (Б) анекдот; (В) анигдот; (Г) аникдот; (Д) среди вариантов (А)–(Г) нет правильного.

 11. Вспомните родственные слова и скажите, из скольких лошадейсостояла упряжка, которую римляне называли квадригой.


(А) из трёх;  (Б) из четырёх;  (В) из пяти;  (Г) из шести;  (Д) из семи.

12. Сколько в данном списке слов с суффиксом -чикключик, стульчик, мячик, перчик, карманчик?

(А)  1;  (Б)  2;  (В)  3;  (Г)  4;  (Д)  5.

13. В старой орфографиии (до 1918 г.) на месте современного ииспользовались две буквы: и и i, например: пiанист, ближнiй, зданiе, миллiон, Марiя. Как записывались в старой орфографии слова июнь, синий?

(А)  iюнь, синiй;  (Б) июнь, синiй;   (В) iюнь, синий;   (Г) iюнь, сiнiй;   (Д)iюнь, сiний.

14. В скольких существительных из данного списка произойдут изменения в склонении,  если ударение с первого слога перенести на второй: белки, замки, трусы, полы, кружки?

(А)  1;  (Б)  2;  (В)  3;  (Г)  4;  (Д)  5.

15. Сколько из перечисленных слов сочетаются и со словоммаленький, и со словом маленькая:
грязнуля, зануда, плакса, тупица, красавица?

(А)  1;  (Б)  2;  (В)  3;  (Г)  4;  (Д)  5.

16. Посмотрите на список слов: м...тель, кр...хтеть, за...ц, м...теж. В скольких из них пропущена буква  я (а не  е)?

(А)  0;  (Б)  1;  (В)  2;  (Г)  3;  (Д)  4.

17. В одной детской книжке описывается «конспиративный язык», на котором между собой общаются мальчишки. Вот пример правильной фразы на этом языке: «Шара-вчеца шаяца шанаца шажин-уца шасъелца шашу-каца шаица шапил-выца шаю-чаца». Переведите на этот язык слово залив.

(А) шазаливца; (Б) шаив-залца;  (В) шалив-заца; (Г) шаза-ливца;
(Д) среди вариантов (А)–(Г) нет правильного.

18. Прочтите загадку, зашифрованную в ребусе, и найдите подходящую отгадку.


(А) ножницы; (Б) игла; (В) молоток; (Г) метла; (Д) пила.

19. Найдите синоним устойчивого словосочетания попасть впросак.

(А)  сесть в калошу; (Б)  отбиться от рук; (В)  заблудиться в трех соснах; (Г) повесить нос; (Д)  уйти в свою скорлупу.

20. Какое из пяти перечисленных слов по смыслу лишнее?

(А) шведка; (Б) болгарка; (В) итальянка; (Г) японка; (Д) корейка.

 21. Какое из пяти перечисленных слов по смыслу лишнее?


(А) обезьяна; (Б) зайчиха; (В) львица; (Г) актриса; (Д) японка.


22. Сколько слов из данного списка можно понять и как существительное, и как глагол: шила, мыла, выла, дела, жили, были, рыли, жил?

(А) 2;   (Б) 3;   (В) 4;   (Г) 5;  (Д) 6.

23. В скольких словах из данного списка букву е можно читать и как е, и как ёвел, мел, сел, осел, дел?

(А)  1;  (Б)  2;  (В)  3;  (Г)  4;  (Д)  5.

24. Образуйте форму 1 лица единственного числа от глагола убедить.

(А) убедю;  (Б) убежду;  (В) убежу;  (Г) убеждаю;  (Д)  форма не образуется.

25. Попробуем читать звуки, из которых состоят слова лён, сад, луг, люк, альт, в обратном порядке. Сколько новых слов получится?

(А) 5;  (Б) 4;  (В) 3;  (Г) 2;  (Д) 1.

26. Сколько существительных женского рода представлено в списке:туфли, ботинки, овощи, тюль, вуаль, рояль?

(А) 0;  (Б) 1;  (В) 2;  (Г) 3;  (Д) 4.

27. Вспомните старинное название одной из русских букв и скажите, каков буквальный смысл выражения ходить фертом.

(А) ходить, сгорбившись;   (Б) ходить, уперев руки в бока; (В) ходить с гордо поднятой головой;  (Г) ходить вразвалку; (Д) ученые до сих пор об этом спорят.

28. Сколько из перечисленных слов обозначают домашнее животное:верблюд, корова, крокодил, крыса, собака?

(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) все.

29. Сколькими способами можно в ряду букв ПОДНИМИТЕПЕРЬЯ расставить пробелы (не вставляя никаких знаков препинания), чтобы получилась фраза?

(А) 2;  (Б) 3;  (В) 4;  (Г) 5;  (Д) 6.

30. Постарайтесь понять, по какому принципу составлена «смысловая пропорция»
силён : слабее = мягок : X = твёрд : Y = Z : глуше,
и ответьте, какие три слова зашифрованы буквами XY и Z:

(А) мягчее, твёрже, глух; (Б) твёрже, мягче, звóнок; (В) твердее, мягче, ярче;
(Г) мягче, твёрже, звонче; (Д) ни один из вариантов (А)–(Г) не верен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий